Глава 4. Детской библиотеке быть! (1943-1962)
16 сентября 1943 года город был освобожден от фашистских захватчиков.
Восстановление освобождённого города началось с восстановления библиотек. Ровно через месяц после окончания боёв, 17 октября 1943 года, была открыта библиотека им. М.Горького. К новому учебному году в ней в одном углу абонемента был открыт детский отдел, в который за сентябрь 1944 года успели записаться 24 читателя. Но городские власти твёрдо решили восстановить и детскую библиотеку.
«...В октябре 1944 года я была назначена заведующей несуществующей городской детской библиотекой, - вспоминала в 1948 году А.Е.Попова. – Надо было начинать всё с начала. На помощь пришла директор Дворца пионеров тов. Шандарова, которая выделила во Дворце пионеров комнату, оборудовала её несколькими столами и скамейками. Получила от Центральной библиотеки небольшую стопку изношенной литературы и 20–25 читательских формуляров. Городская детская библиотека начала свою работу». [1]
Комната была большой, площадью 80 кв.м., на верхнем этаже под крышей, крытой толем. Не во всех окнах были стёкла. Не работало паровое отопление, а печки не было. И больше ничего не было, кроме желания работать у Антонины Ефимовны Поповой, первой заведующей возрождённой библиотекой, и библиотекаря Баси Менделевны Лабак.
Разбитые окна забили фанерой. Из фанеры и досок, найденных на развалинах, сделали перегородку, разделив комнату на абонемент с книгохранилищем и читальный зал, сделали и две витрины. В развалинах работники библиотеки собирали мебель и сумели поставить в читальном зале 11 столов. Скамейки дал Дворец пионеров. Книги тоже собирали в развалинах домов, их приносили жители города, узнав, что библиотека открылась. Ц.Ю.Снятовская, ставшая инженером НМП, вспоминала, что взяла книгу Марка Твена в 1942 году, но до начала боев за город так и не успела сдать. И сдала её только в 1944 году. Так многие читатели возвращали книги в библиотеку. Её удалось возродить практически из ничего. Когда в январе 1945 года сюда пришла Ольга Дмитриевна Александрова, заведующая абонементом, то в библиотеке было около сотни книг и 423 читателя.
Ольга Дмитриевна зашла в библиотеку на денёк–другой, помочь разобраться с книгами, починить их. И «задержалась» на двадцать пять лет.
«…На развалинах, в пустых квартирах искали книги, – вспоминала она через три десятка лет. – Им, потрёпанным, порой без начала и конца, с обгоревшими страницами, цены не было. Видели бы вы, какие очереди стояли у нас. Ради этого стоило жить». [2]
Определился и вопрос с именем библиотеки. Решением горисполкома от 12 февраля 1944 года Дворцу пионеров было присвоено имя Героя Советского Союза Николая Ивановича Сипягина. А за детской библиотекой сохранилось имя пионерклуба и она стала имени Н.К. Крупской. [3]
Надежда Константиновна Крупская – жена и соратник В.И.Ленина, руководителя Октябрьской революции 1917 года и первого руководителя Советской Республики. Надежда Константиновна возглавляла Главполитпросвет Советской России, выполнявший функции министерства культуры, и много сделала для развития библиотек в стране.
Шёл победный год войны. Вся страна работала во имя победы: выпускала новую боевую технику и вооружение, снаряды, патроны. На фронт шли эшелоны всего необходимого для победы. В освобождённые от фашистских захватчиков районы шли эшелоны со строительными материалами, станками, инструментом.
Новороссийск ещё лежал в развалинах, а детская библиотека была востребована. Сюда, несмотря на голод и холод, на то, что нечего одеть, ходили дети. Одни вернулись из оккупации, пережив все ужасы войны, других привезли матери, приехавшие восстанавливать город. К новому учебному победному году в библиотеке было около 2,5 тысяч книг и 1659 читателей – детей. Из книг библиотека смогла сформировать 16 библиотек-передвижек для школ и училищ ФЗО и даже для детских садов!
Одна из передвижек была при детской комнате 1-го отделения милиции. И сюда приходили библиотекари и активисты работать с беспризорными детьми.
В таких сложных условиях, когда город лежал в развалинах, во многих местах оставались неснятые мины, не хватало самого необходимого для жизни, дети читали книги. Утром они шли в школу, после уроков наравне со взрослыми разбирали завалы, расчищали улицы. В те далекие трудные годы детство быстро заканчивалось. И только придя домой вечером, в такие же развалины, при свете коптилки читали книги, готовили по ним уроки. И вместе с библиотекой участвовали в субботниках по уборке строительного мусора во Дворце пионеров и вокруг него и получали благодарности от руководства города. Хотя актива библиотеки было всего 16 человек, но в субботниках принимало участие до 100 читателей.
В отчете городского отдела культпросветработы за 1945 год отмечалось, что «…библиотека ведёт большую работу по привитию детям культурных навыков, воспитания в них духа патриотизма, организуя встречи с героями Отечественной войны...»
Это притом, что «книжный фонд очень беден и не удовлетворяет растущие потребности», – отмечалось в том же отчёте. [4]
И это в холодном помещении, так как к зиме в библиотеке не установили печки и не застеклили окна, а паровое отопление во Дворце пионеров ещё не восстановили.
Работа библиотеки была той же, что и всегда. Оформлялись книжные выставки, проводились обзоры литературы. Малышам читали вслух, с ребятами постарше проводили беседы. Всем помогали выбрать книги, со школьниками занимались домашними заданиями. В те годы жилищные условия у многих были очень плохие. Жили в развалинах, в уцелевших от войны домах в одной комнате могли жить две–три семьи. Поэтому и приходили школьники заниматься в библиотеку. Для каждого возраста были установлены свои дни и часы посещения. К этим дням библиотекари готовили книжные выставки и литературу по программе классного и внеклассного чтения.
Читатели-активисты, пионеры и комсомольцы, проводили громкие чтения для младших школьников-октябрят, ходили по домам к инвалидам войны, приносили им книги, читали им вслух газеты и книги, оформляли библиотеку к праздникам, рисуя плакаты и лозунги. И, конечно, ходили по городу, собирали книги и ремонтировали их.
Большую помощь детской библиотеке оказал Государственный фонд литературы, который бесплатно прислал в 1945 году 1 102 книги.
Городские власти по мере сил и возможностей оказывали помощь библиотеке. Во многом помочь они просто не могли, на всё не хватало средств. Горисполком на своих заседаниях рассматривал вопросы детской библиотеки, выделяя, по возможности, средства для ремонта, для закупки литературы. В 1946 году библиотека получила ещё одну комнату, застеклили окна, поставили печку и запасли топливо на зиму. Штат довели до четырёх человек. В должности заведующей читальным залом сюда пришла работать Костелова Лидия Сергеевна.
К концу 1946 года в библиотеке было 6 250 книг. Основу составляла литература по школьной программе: классики русской, советской и зарубежной литературы, произведения по истории Родины, о людях науки и техники и произведения классиков марксизма-ленинизма. Время было такое, что знание этих классиков было обязательно для школьников всех классов. В библиотеке было 3 480 читателей, посетивших её за год 144 232 раза и прочитавших, в среднем, по 40 книг за год.
Двадцать шесть наиболее активных читателей составили актив библиотеки. Для них под руководством А.Е.Поповой, провели двухнедельную экскурсию по побережью от Новороссийска до Хосты. В Сочи они посетили музей и дом-музей Н.А.Островского, детскую библиотеку, а также дендрарий, водопады, ходили в горы в знаменитую тиссо-самшитовую рощу. За время экскурсии был собран гербарий из экзотических растений, который долго хранился в библиотеке как учебное пособие. [5]
Среди активистов библиотеки, посетивших Сочи, был Гриша Белькинд, начавший посещать библиотеку ещё до войны. Уже тогда он начал делать выписки из книг в специальные тетради. И эту привычку он сохранил на всю жизнь. Г.И.Белькинд стал Заслуженным учителем России, директором школы № 6, известной личностью среди новороссийцев. [6]
Экскурсии читателей проводились каждый год: в краеведческий музей, на предприятия города, в Зеленхоз, на место высадки десанта Цезаря Куникова. К ним готовились заранее, читали литературу по теме, проводили ее обсуждение. И только после этого отправлялись на экскурсию. И после неё были обсуждения, подготовка дневников и альбомов. Но выездов в Сочи и другие города больше не было.
Большой интерес юных читателей вызывали проводимые в библиотеке встречи с интересными и выдающимися людьми. В 1945 году в библиотеке прошла встреча читателей с Героем Советского Союза снайпером И.И.Богатырем, продолжавшим службу в Новороссийском погранотряде, а также с кубанским писателем Крамским. С этих встреч начинается постоянная работа детской библиотеки с писателями и героями Великой Отечественной войны.
В мае 1946 года в библиотеке прошла встреча с писателем, депутатом Верховного Совета СССР Петром Карповичем Игнатовым. Его три сына погибли в боях Великой Отечественной. Старший – в Крыму, а два – в партизанском отряде. О них он написал книгу «Братья-герои». В библиотеке провели две конференции 12 и 14 мая, а также встречу писателя со школьниками младших классов – читателями библиотеки. П.К.Игнатов рассказал о работе писателя, о своих творческих планах. На встречах присутствовало более полутора тысяч школьников.[8]
После встречи ребята оформили альбом, в котором были рисунки простыми и цветными карандашами, рассказы ребят о различных эпизодах книги. Открывался альбом стихотворением Валентина Подмаркова, ученика 8-го класса школы № 20, написанным 8 февраля 1946 года:
Мы недавно с восторгом читали
Вашу книгу о славных делах.
Вы сражались достойно и знали:
Ваши подвиги будут в веках.
И бойцы из отряда недаром
Звали батей вас, нежным отцом.
Молодым, и солидным, и старым,
Ваш отряд был – отческий дом.
За товарища, словно за брата,
Шли бойцы без покоя и сна.
Не забудет, товарищ Игнатов,
Ваших подвигов наша страна.
Такие художественные альбомы оформлялись на различные темы. До наших дней также сохранился альбом 1949 года с детскими рисунками к сказкам. [9]
В 1951 году читатели встречались с писателем П.А.Павленко, правда, как с кандидатом в депутаты в Совет национальностей Верховного Совета СССР по 12-му Краснодарскому избирательному округу, в который входил и Новороссийск. Пётр Андреевич издал свою первую книгу в 1928 году. Он автор сценариев, по которым были сняты фильмы «Яков Свердлов», «Александр Невский», «Клятва», «Падение Берлина» и другие, пользовавшиеся большой популярностью у зрителей до конца 60-х годов ХХ века. Во время Великой Отечественной войны как корреспондент газеты «Красная звезда», он участвовал в высадке десанта и в боях на Малой земле.[10]
Встречи со многими кубанскими поэтами и писателями проходили в
стенах библиотеки до конца 80-х почти каждый год.
В городском архиве сохранились фамилии читателей послевоенных лет: Нина Емельская, Тамара Лосева, Люба Морозова, Кофнер, Кирисенко, Одинаркина, Холобцова, Радченко, Толунов, ученица четвертого класса Пинская, которая шефствовала над инвалидом войны. [7]
По итогам социалистического соревнования, проходившего в 1946 году между Краснодарским краем и Ростовской областью, Новороссийская детская библиотека заняла первое место и имя её заведующей А.Е.Поповой было занесено в Краевую книгу почёта.
В 1947 году новый директор Дворца пионеров разместил в комнатах рядом с библиотекой кружок духовой музыки, класс рояля и пения. Конечно, вскоре кружки пришлось перевести в другие помещения.
В 1947 году в библиотеке появился новый сотрудник - Э.П.Браварская, работник читального зала.
Проводила детская библиотека читательские конференции. Основными темами были героические подвиги молодежи в годы войны. Для читателей это была серьезная работа. Они готовились основательно, писали доклады по заданным темам, а потом с ними выступали.
На читательских конференциях были не только выступления по содержанию книг, но и рассматривались более серьезные вопросы. Например, в октябре 1950 года прошла конференция по книге И.Карнауховой «Повесть о дружных», на которой школьники обсуждали такие серьезные вопросы как «Роль коллектива в жизни советских детей», «Роль пионерской организации в оказании помощи колхозу», «Образы взрослых и влияние их на детский коллектив» и др. Заканчивались читательские конференции концертами художественной самодеятельности творческих коллективов Дворца пионеров. На конференции на тему «Они были пионерами», прошедшей в июле 1954 года, присутствовало более 150 учащихся. И это – в летние каникулы, когда влияния учителей на школьников почти нет.[11]
2 ноября 1947 года прошло первое общее собрание читателей. На нём присутствовали не только читатели, но и руководящие работники исполкома. Библиотека отчитывалась в своей работе перед читателями. Были выслушаны все замечания и предложения и избран совет библиотеки. От читателей в него вошёл Гриша Белькинд. Такие собрания и выборы совета проходили ежегодно до конца 50-х годов.
С 1947 года детская библиотека стала готовить передачи по городскому радио. За год делали 8–10 передач. В них говорили о новых книгах, давали советы по чтению книг, передавали интересные материалы с прошедших литературных вечеров, конференций и других мероприятий. Дикторами были сами школьники. Известно, что в начале 50-х годов по радио выступали А.Тождинова, Фролова, Света Толстова, Вадим Михайлов, Ира Григорьева, Люба Кузнецова, Таисия Литвинова, Валентин Веланов.
Так постепенно библиотека приучала школьников к взрослой жизни, ставила перед ними жизненно важные вопросы.
Но и перед самой библиотекой ставились взрослые вопросы.
Начиная с декабря 1945 года во время подготовки и проведения выборов в Советы всех уровней, работники библиотеки должны были обеспечить закрепленные избирательные участки литературой, дежурить на них, как агитаторы работать с молодыми избирателями, проводить различные мероприятия с привлечением юных читателей вплоть до показа номеров художественной самодеятельности. А изучение и пропаганда решений съездов ВКП(б) и пленумов ЦК ВКП(б), переименованной в КПСС, были обязательными в то время даже для школьников младших классов. [12]
По мере восстановления города горисполком мог выделять все больше денег детской библиотеке им. Н.К.Крупской. Она получила третью комнату во Дворце пионеров, что позволило создать два читальных зала - для младших и старших школьников. К середине 1951 года библиотека имела около 18 тысяч экземпляров книг только художественной литературы, а к 1 июня 1956 года – 27,5 тысяч томов, выписывала 9 газет и 22 журнала. В ней было 17 стеллажей, витрины, 16 столов, 35 стульев и 31 табуретка. Ежедневно библиотеку посещало до 400 юных читателей. [13]
В 1949 году при библиотеке было создано два клуба: «Друзья книги», в котором ребята занимались ремонтом книг и помогали библиотекарям в работе, и «Клуб рассказчиков», члены которого проводили беседы и громкие чтения.
С 1952 года в библиотеке стали проводить Недели детской книги. На этой Неделе проходили выставки литературы, читательские конференции, беседы, громкие чтения стихов и рассказов. Первоначально главной темой Недели были книги о пионерии и комсомоле. С 1954 года на Неделе детской книги, кроме бесед и читательских конференций, в библиотеке проходили различные литературные викторины, конкурсы и игры по произведениям художественной литературы. Победители получали призы – произведения любимых писателей. В 60-е годы этот праздник стал называться «Книжкины именины». В дополнение к викторинам и конкурсам в библиотеке стали показывать небольшие спектакли, поставленные силами школьников-читателей.
О проведенной в 1954 году в Новороссийске Неделе детской книги рассказывало краевое радио. Это было одно из первых подобных мероприятий в крае. Так, внедряя самые новейшие методы работы, Новороссийская детская библиотека им. Крупской становилась школой передового опыта в крае. [14]
С 1952 года в парке им. Демьяна Бедного, в 1956 году переименованном в парк им. Фрунзе, начала работать летняя читальня от детской библиотеки. Читальня находилась рядом с пляжем, и пользовалась большой популярностью. За лето её посещали до 800 человек. [15]
5 марта 1953 года умер Генеральный секретарь ЦК КПСС и руководитель страны И.В.Сталин. К власти пришёл Н.С.Хрущев, сменивший почти всё сталинское окружение в руководстве страны.
Для библиотек это выразилось в снижении идеологического пресса со стороны руководства города, возможности более свободно проводить работу с художественной литературой. Усилилась работа по пропаганде юбилеев государственного значения. Такая работа начиналась чуть ли не за год до юбилея.
Проводились чистки фондов по спискам ЛИТО (Литературного отдела Наркомпроса). Изымались все книги И.В.Сталина и все книги, упоминавшие о нём, труды его соратников. Пройдет время, и после 1964 года так же будут изымать труды Н.С.Хрущёва и книги о нём. А за популярную в своё время книгу «Советы Н.С.Хрущёва кубанцам» работники библиотеки после 1964 года могли лишиться работы, если эту книгу обнаруживали в фондах. Поэтому в отчётах библиотек подчёркивалось, что эта книга изъята из фондов.
Так при смене каждого генерального секретаря проходила «большая чистка» фондов. Да и между этими событиями ЛИТО не дремал и постоянно присылал списки на изъятие «идеологически вредной литературы».
В августе 1953 года директором детской библиотеки стала Людмила Львовна Цветкова. Основанием для этой замены было желание руководства города усилить партийное влияние в библиотеке, так как А.Е.Попова и все библиотекари были беспартийными, а Л.Л.Цветкова – членом КПСС.
Энергичная женщина, имевшая высшее библиотечное образование, она сумела установить дружеские отношения с редакцией городской газеты «Новороссийский рабочий» и довольно часто помещала в ней статьи о жизни детской библиотеки, рекомендации о чтении книг, советы родителям. Рекомендовались для чтения не только книги о героях революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, но и такие, которые не потеряли своей значимости и в наши дни. Как, например, Л. Бронер и
Л.Кокосов «Путь телеграммы», Ю.Ходаков «Рассказы о веществах-невидимках» (о газах), Е.Мар «О простом железе». Названия книг говорят сами за себя. [17]
Большим спросом в библиотеке в то время пользовалась научно-популярная литература, книги из серии «Умелые руки» и о профессионально-техническом образовании. Этому способствовало то, что многие юные читатели занимались в различных кружках Дворца пионеров и искали в библиотеке ответы на возникшие у них вопросы. В 1953 году совместно с руководителем радиокружка Дворца пионеров Твердохлебовым была проведена читательская конференция «Русские учёные - творцы электрической техники». Такие конференции с привлечением учителей школ и руководителей кружков стали проводиться регулярно. [18]
Проводились читательские конференции среди школьников 3-х и 4-х классов. Но такие мероприятия для ребят этого возраста оказались достаточно сложными. Лучше было проводить беседы по книгам.
Не менее интересное мероприятие, совместившее читательскую конференцию и концерт, провели совместно детская библиотека, библиотека им. В.В.Маяковского и клуб им. С.Д.Маркова. Оно было посвящено 50-летию со дня рождения детского писателя А.П. Гайдара. [19]
Сейчас про Аркадия Петровича пишут не всегда правдиво и объективно. Но в 30-50-е годы ХХ столетия он был одним из популярнейших детских писателей. После публикации повести «Тимур и его команда» в стране возникло движение тимуровцев, помогающих одиноким старикам и инвалидам. А его «Сказ о Мальчише-Кибальчише» стал одной из основных книг пионерского движения.
Ещё одно интересное мероприятие было проведено в 1960 году. Читателям библиотеки, ученикам 6–7 классов, предложили заглянуть в последний год семилетки, в 1965 год, в котором они закончат школу. По материалам Семилетнего плана развития народного хозяйства в СССР ребята должны были представить, какой будет жизнь в далёком тогда для них году. В конце 50-х – начале 60-х годов в нашей стране бурно развивалась техника. Многие разработки оборонной промышленности нашли применение в народном хозяйстве. По несколько раз в год запускали искусственные спутники Земли, химия давала материалы с невиданными ранее свойствами, на прилавках появились транзисторные приёмники, телевизоры и магнитофоны. Применение химических удобрений позволяло резко поднять урожаи в сельском хозяйстве. Это было интересное «путешествие», позволявшее определиться со своей будущей профессией. Наиболее интересные путевые журналы разработали Антон Зорькин, Валентин Тубальцев, Тамара Кадырова, Сергей Асмолов и Галина Немец.
Библиотека тесно сотрудничала с кинотеатром «Хроника», позднее переименованным в «Смену», и с открывшимся в 1962 году кинотеатром «Москва». Кроме привычных выставок и бесед, перед сеансами стали проводиться читательские конференции по книгам, по которым поставлен фильм. А после конференции шёл просмотр этого фильма. Для циклов таких передач в городской типографии печатали красочные, по тем временам, пригласительные билеты, которые бесплатно раздавались юным читателям.
Зимой 1953-1954 годов начала протекать крыша над библиотекой, и 16 января 1954 года обвалился потолок в читальном зале. С 17 января по 24 мая проходил ремонт. Но через год крыша стала протекать снова, да так, что во время дождей вода через библиотеку попадала в магазин, расположенный под ней. Для ремонта пришлось освободить это помещение и закрыть читальный зал на четыре месяца, с 12 июня по 24 сентября. Л.Л.Цветкова забила тревогу, так как средств на ремонт библиотеки не отпускалось, да и сделать ремонт своими силами детская библиотека не могла. Не было у неё, как у взрослой библиотеки, и актива читателей, которые смогли бы ей помочь в ремонте. [20]
Вопрос решился просто. Детскую библиотеку перевели на первый этаж городской библиотеки им. М.Горького, выделив всего две комнаты, благо из них уже переселили архитектурно-проектную мастерскую.
Началась совместная жизнь двух библиотек.
В детской библиотеке был абонемент с книгохранилищем, который отделялся от читателей деревянной стойкой, и читальный зал. Перед стойкой абонемента всегда толпились ребятишки, спрашивая книги о войне, про шпионов и приключения, самые популярные в то время. В читальном зале для ребят продолжали проводиться громкие чтения, обсуждения книг, встречи с кубанскими писателями.
Была открыта «Книжкина больница», в которой ребят учили ремонтировать книги. А ученики 4-х классов школы № 9 на уроках труда в 1959 году отремонтировали 347 библиотечных книг. «Книжкина больница» с перерывами просуществовала в библиотеке до конца 70-х годов ХХ века.
Но плодотворной совместной жизни двух библиотек не получилось. Площадь отведённых помещений была недостаточной для нормальной работы детской библиотеки. Они не вмещали всех читателей, и ребята должны были стоять в коридоре, дожидаясь своей очереди, мешая работе взрослой библиотеки. Да, в 50-е годы в детской библиотеке были очереди читателей. И конечно, это были не чинные спокойные очереди взрослых, а подвижные и шумные очереди школьников, пришедших после уроков. В отчётах отдела культуры это отмечалось, и в предложениях записывалось:
«…Надо подумать о том, чтобы предоставить городской детской библиотеке помещение на первом этаже одного из строящихся домов…» [21]
Но проблема не решалась, пока в 1959 году детскую библиотеку не проверила краевая комиссия. Результаты проверки были такими, что исполняющую обязанности директора Т.В.Хайло 1 октября 1959 года заслушали на исполкоме городского Совета. Надо отдать должное работникам исполкома. Они досконально разобрались в сложившейся ситуации и одной из причин создавшегося положения указали:
«…Помещение, в котором размещена детская библиотека, не приспособлено, и в связи с этим нет условий для организации работы с детьми…»
Было принято довольно пространное решение, один из пунктов которого гласил:
«…4. Поручить гл. архитектору города т. Михайлову при согласовании проектов строительства жилых домов в центре города предусмотреть в одном из них размещение детской библиотеки (на первом этаже)…» [22]
Архитектор К.М.Михайлов выбрал для детской библиотеки дом в прекрасном месте: между набережной и городским парком, недалеко от пляжа и стадиона, защищенный от норд-остов кварталом жилых домов. Библиотека, построенная в центре города, оказалась в тихом зеленом уголке. В 1962 году дом был сдан, и с 1 октября детская библиотека стала переезжать в своё собственное помещение в новом доме № 40 по улице Губернского. Для читателей детская библиотека открылась в новом помещении 2 января 1963 года.
Читателем детской библиотеки в те годы был Александр Борисович Герасименко, известный краевед, автор книг по истории нашего города и его предприятий, продолживший исследования своего отца.
Литература к главе 4:
1. Воспоминания А.Е.Поповой, хранящиеся в детской библиотеке им. Н.К. Крупской.
2. Комсомолец Кубани. – 1981. - 16 октября.
3. НГА ф. Р-8, оп. 1, д. 710, л. 1, подлинник.
4. НГА ф. Р-697, оп. 1, д. 4, л. 1 оборот, подлинник.
5. НГА ф. Р-697, оп. 1, д. 4, лл. 20, 21, подлинник.
6. Из воспоминаний жены Г.И.Белькинда, рассказанных автору.
7. НГА ф. Р-697, оп. 1, д. 4, л. 54, подлинник.
8. Новороссийский рабочий. - 1946. - № 98 (14 мая).
9. Альбом, посвященный творчеству П.К.Игнатова и альбом с иллюстрациями к сказкам хранятся в библиотеке им. Н.К.Крупской.
10. Краткая литературная энциклопедия. - Т. 5. - М. : Сов. энциклопедия, 1968. - С. 525-526; Новороссийский рабочий. – 1950. - № 27 (7 февраля); № 40 (25 февраля); № 47 (7 марта).
11. Новороссийский рабочий. - 1950. - № 197 (6 октября); 1954 . - № 146 (25 июля).
12. НГА ф. Р-697, оп. 1, д. 25, л. 38; д. 101, л. 3, подлинник.
13. Новороссийский рабочий. – 1951. - № 136 (11 июля); 1956. - № 108 (1 июня).
14. Новороссийский рабочий. – 1954. - № 57 (21 марта); 1956. - № 58 (21 марта); 1965. - 2 апреля.
15. НГА ф. Р-697, оп. 1, д. 35, л. 60, подлинник.
16. НГА ф. Р-697, оп. 1, д. 25, л. 42, подлинник.
17. Новороссийский рабочий. – 1954. - № 28 (8 февраля).
18. НГА ф. Р-697, оп. 1, д. 25, л. 41, подлинник; Новороссийский рабочий. - 1954. - № 182 (14 сентября).
19. НГА ф. Р-697, оп. 1, д. 25, л. 62, подлинник.
20. НГА ф. Р-697, оп. 1, д. 25, лл. 89, 94, подлинник; Новороссийский рабочий. – 1955. - № 196 (15 мая).
21. НГА ф. Р-697, оп. 1, д. 25, л. 120, подлинник.
22. НГА ф. Р-679, оп. 1, д. 101, л. 117, заверенная копия.
Глава 5. Новоселье (1963) >>>