Круглый стол «Безопасный Интернет» был организован по инициативе ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн»). На нём были представлены результаты исследования, проведённого среди интернет-пользователей в пяти крупнейших городах России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск) в декабре 2009 года. Среди респондентов - пользователи проводного Интернета с детьми от 8 до 16 лет и без детей.
Основные выводы:
Интернет в жизни людей
Абсолютное большинство респондентов (96%) выходят в Интернет каждый день и пользуются им в среднем около 5 часов. Интернет для активного пользователя - это в большей степени информационная база и электронная библиотека.
Угрозы в Интернете
Большинство (84%) респондентов сталкивались в Интернете с нежелательной информацией (например, экстремистского, порнографического, рекламного содержания) и с заражением компьютера вирусами.
Что такое безопасный Интернет
Большинство респондентов (88%) вкладывают в понятие «безопасный Интернет» защиту от вирусов и вредоносных программ, 70% - защиту от взлома личной информации, 54% - защиту от спама, 45% опрошенных понимают «безопасный Интернет» как защиту детей от нежелательной информации.
Средства самостоятельной защиты пользователей в Интернете
50% опрошенных предпочитают использовать базовые средства безопасности. Более половины (55%) считают, что обеспечивать безопасность в Интернете самостоятельно довольно сложно. Лишь 4% респондентов решают проблемы по мере поступ¬ления. В качестве основного средства обеспечения своей безопасности большинство (93%) опрошенных выбирают антивирусные программы.
Как провайдер может сделать Интернет безопасным
В настоящий момент ни один интернет-провайдер не воспринимается как средство обеспечения безопасности в Интернете.
74% респондентов полагают, что провайдер должен предоставлять решения для обеспечения безопасности в Интернете для взрослых и детей.
Первое место в рейтинге операторских решений со значительным отрывом (70%) занимает решение фильтрации контента, второе - защита от вирусов (55%) и третье - помощь службы технической под¬держки (48%).
Что такое интернет-грамотность, кому и как надо её повышать
Большинство опрошенных (89%) понимают интернет-грамотность как умение осуществить поиск информации и пользоваться важнейшими сетевыми ресурсами. 70% считают интернет-грамотностью также осведомлённость об угрозах безопасности в Интернете. 75% опрошенных считают, что интер¬нет-грамотность важна для любого современного человека и особенно для детей.
В среднем респонденты с детьми 8-16 лет оценивают уровень своей интернет-грамотности выше, чем уровень грамотности своего ребёнка. 60% опрошенных родителей с детьми 8-16 лет заинтере¬сованы в повышении уровня интернет-грамотности своего ребёнка. Только треть опрошенных ожидает обучения детей от провайдера, а около половины полагают, что это в первую очередь задача школы или родителей.
В экспертный совет по обсуждаемой проблеме вошли представители: «Microsoft», «Лаборатории Касперского», Государственного научного центра со¬циальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского; журнала «Директор школы», Фонда развития Интер¬нета, Фонда «Дружественный Рунет» и др. Эксперты предложили ряд простых рекомендаций родителям для обеспечения безопасности детей в Интернете. Данные рекомендации - практическая информация для родителей, которая поможет предупредить угро¬зы и сделать работу детей в Интернете полезной.
Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»:
• Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребёнка с Интернетом, особенно на этапе освоения.
• Беседуйте с ребёнком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.
Правило 2. Информируйте ребёнка о возмож¬ностях и опасностях, которые несёт в себе Сеть:
• Объясните ребёнку, что в Интернете, как и в жизни, встречаются и хорошие, и плохие люди. Если ребёнок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернета, ему нужно сооб¬щить об этом близким людям.
• Научите ребёнка искать нужную ему информа¬цию и проверять её, в том числе с вашей помощью.
• Научите ребёнка внимательно относиться к ска¬чиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно через отправку sms, во избежание потери денег.
• Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребёнок, и посоветуйте их использовать.
Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребёнка в Сети:
• Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение - это решение проблемы родительского контроля, и антивирус Касперского или Doctor Web.
• Если ваш ребёнок - учащийся младших классов и часто остаётся дома один, ограничьте время пре¬бывания вашего ребёнка в Интернете.
• Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребёнка.
• Создавайте разные учётные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребёнка, но и сохранить ваши личные данные.
• Регулярно отслеживайте ресурсы, которые по¬сещает ваш ребёнок. Простые настройки компьютера позволят Вам быть в курсе того, какую информацию просматривает ваш ребёнок.
Правило 4. Регулярно повышайте уровень ком¬пьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:
• Используйте удобные возможности повыше¬ния уровня компьютерной и интернет-грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.
• Знакомьте всех членов вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.
http://www.mskit.ru/news/n70837
Подготовила Елена Иванова
Безопасность детей в Интернете: что показали исследования и что рекомендуют эксперты / подг. Е.Иванова // Библиотека в школе: приложение в газете «Первое сентября». – 2010. - № 8. – С. 4-5.