Есть в Новокубанском районе Краснодарского края станица Прочноокопская. Как и почти любая станица нашего края образована она от крепости. Крепость называлась Прочный Окоп и была построена в конце 1780-х годов. Она известна тем, что была местом ссылки декабристов, а ещё здесь бывали и Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Лермонтов даже взял для своего доктора Вернера в "Княжну Мери", реально работавшего в этих местах доктора Николая Майера. Здесь и родился Лев Евграфович Дмитриев-Кавказский, ставший знаменитым художником. Он очень многое умел - иллюстрировал книги, занимался гравюрой, учил других ремеслу и стал одним из основателей "Товарищества русских иллюстраторов". Отец Льва был медиком, но сын не пошёл по его стопам: с детства обладал отличной памятью и умением подмечать нюансы жизни казаков и горских племён. Эта тема, тема Кавказа, навсегда стала основной в его жизни.
Конечно же, он всегда много учился: закончил лучшую по тем временам Ставропольскую гимназию, затем стал учеником Императорской Академии художеств, участвовал в выставках Общества русских акварелистов, Всемирной выставке в Париже, Всероссийской выставке в Москве, выставке Первого дамского художественного кружка и к каждой из них готовился как к экзамену, оттачивая своё мастерство и пробуя себя в разных техниках. Когда ему исполнилось всего лишь только 36 лет, Лев Евграфович открыл "Мастерскую живописи и рисования" (он к тому времени уже получил звание академика живописи), в разные годы находившуюся по разным адресам в Санкт-Петербурге. Кстати, приставку "Кавказский" к своей фамилии художник взял, чтобы его не путали с другими Дмитриевыми. Так вот, в его мастерской учились такие люди как художники Павел Филонов и Михаил Авилов, писатель Александр Куприн и ещё множество известных людей, составивших России славу в будущем. Ученики его очень любили: Лев Евграфович был остроумен, талантлив, в меру строг и очень добр. Представьте себе - до конца жизни художника многое оплачивалось из его личных средств.
Художник ещё вёл и издательскую деятельность: был редактором журнала "Ласточка", заведовал художественным отделом журнала "Всемирная иллюстрация", выпустил альбомы офортов "Кавказ" и "Кавказ. Художественный альбом типов Кавказа", книгу "По Средней Азии (записки художника Л.Е. Дмитриева-Кавказского)", участвовал в подготовке издания "Война русского народа с Наполеоном 1812 г.", книги П.Г. Васенко "Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича". Художник очень много путешествовал по Кавказу, никогда не забывая, что именно там его малая родина. Всё, что он там встречал и с кем встречался, всё это находило воплощение на его картинах. И в наше время они являются ценным этнографическим источником, по которому можно изучать наш край и Кавказ в целом.
Материал подготовлен отделом информационно-библиографического обслуживания ЦДБ имени Н.К. Крупской.