На просторе, в море хлеба,
Замок с башнями до неба.
Замок с башнями до неба
Сохранит всё море хлеба!
(загадка)
Элеватор — сооружение для хранения большого количества зерна и доведения его состояния до соответствия требуемым нормам. На рубеже 19-20 веков Новороссийский порт был уже известен как один из крупнейших торговых центров Северного Кавказа, а его главным предметом для торговли стало зерно. Ну, а как иначе? Кубань всегда славилась своим хлебом, даже сто лет назад. Но не только Кубань: в Новороссийск шли зерновые грузы с Дона, Поволжья и Ставрополя. И несмотря на то, что порт был уже большим, он всё равно перестал справляться с таким потоком. Было решено построить большой элеватор, да такой, который смог бы соперничать с одним из самых крупных в мире - элеватором в городе Чикаго (США).
Идею воплотили российские инженеры под руководством Станислава Валериановича Кербедза. Станислав Валерианович уже был опытным инженером, к тому времени воплотившим в жизнь проект постоянного моста через Неву в Санкт-Петербурге. Вместе с элеватором была сооружена и первая в России мощная элекстростанция, вырабатывающая ток на машинах, изобретённых русским сотрудником немецкой фирмы "Сименс" Михаилом Осиповичем Доливо-Добровольским. При помощи более чем 80 электромоторов быстро шла очистка и транспортировка зерна.
Новороссийский элеватор стал очень знаменит и в России, и за рубежом, а скоро на железной дороге создали специальное агентство, обслуживающее как отправителей грузов, так и тех, кто эти грузы получал. А сам элеватор был впечатляющим! Его длина - более 160 метров, ширина - около 30, а высота центральной башни - целых 40 метров! Металл, камень и кирпич - такие материалы использовались для постройки. Представьте себе, одного только цемента потребовалось 6 тысяч тонн! Увы, сейчас элеватор уже не используется по прямому назначению, но есть и хорошая новость: недавно на портале госзакупок появились заявки от “Новороссийского комбината хлебопродуктов” (организация отвечает за элеватор), на “Выполнение комплекса работ по капитальному ремонту силосов для хранения зерна элеватора №1”. Возможно, "визитная карточка" Новороссийска начала 20 века обновится и в 21 веке.