Заказать книги
0+
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Вперёд, на крыльях белой птицы! (12+)

МБУ «Централизованная система детских библиотек»


Центральная детская библиотека им. Н.К. Крупской


Отдел информационно-библиографической работы

 

Вперёд, на крыльях белой птицы!


Из истории аэропортов Кубани


К 100-летию гражданской авиации России


Дайджест для читателей 5-9 классов (12+)

 

 aadb3a78364bb3e44ad7f5e4b658218a.jpg

Новороссийск, 2023


Уважаемые читатели!
В нашем дайджесте для тех, кто старше 12 лет, мы расскажем вам об истории создания, развития и о работе крупнейших аэропортов Краснодарского края: Витязево (Анапа), Геленджик, Пашковский (Краснодар), Сочи. Здесь вы найдёте также историческую справку о ныне закрытом Новороссийском аэропорте (1969-1986).

 aeroport-anapa-vityazevo.jpg

Витязево — крупный аэропорт в городе Анапа, расположенный на северо-западе города, в 15 км от центра. Международный аэропорт «Анапа Витязево» носит имя заслуженного летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза Владимира Константиновича Коккинаки. Обслуживает три города: Анапу, Темрюк и Новороссийск. Аэропорт принимает большинство воздушных судов, чей максимальный взлётный вес не превышает 150 тонн. Используется не только для гражданских перевозок — в аэропорте базируется и авиация Минобороны РФ. Витязево является одним из крупнейших российских аэропортов и входит в двадцатку ведущих аэропортов России.
История аэропорта Анапы начинается в 1934 году, когда открывают первые рейсы в Анапу из Краснодара.
В 1960 году аэродром Анапа начал регулярный прием и выпуск воздушных судов (Ан-2, Morava) по расписанию. До этого времени в Анапу выполнялись только эпизодические полеты. Аэродром располагался в районе Высокого берега. Полёты выполнялись в Краснодар, Новороссийск, Геленджик и другие города побережья. Штат насчитывал менее 10 работников, оборудование РТОП составляла одна радиостанция. Было построено здание аэровокзала (ныне городская станция скорой помощи). Аэродром начал принимать Ан-24. География расширилась, стали возможны полёты без пересадки в Москву, Керчь, Донецк, Харьков, Сухуми.
Из-за возросшего пассажиропотока, связанного с развитием курорта Анапа, в летние месяцы аэродром стал работать за городом, недалеко от поселка Витязево, на месте полевого аэродрома КЧФ, что дало возможность выполнять полёты, более крупных воздушных судов (Ан-10). На этом месте впоследствии и был построен аэропорт Витязево.
Первый пассажирский рейс из аэропорта Витязево состоялся в 1974 году, после чего было открыто регулярное воздушное сообщение между Анапой и Москвой. В недостроенном аэропорте побывал однажды даже Л.И. Брежнев. Открытие аэропорта Витязево состоялось в 1976 году, и он связывал уже около 50 городов России. В 1993 году аэропорт получил статус международного, что увеличило его значение. 25 декабря 2014 года Аэропорт Анапа впервые в истории обслужил 1 млн пассажиров.
10 июля 2020 года анонсировано создание железнодорожной ветки между вокзалом и аэропортом Анапы. Новая ветка будет представлять собой однопутную дорогу. Железнодорожная станция расположится в 300 метрах от аэропорта и должна заработать в 2023 году.

755810708393687.jpg



Геленджи́к — аэропорт города Геленджика в Краснодарском крае. Расположен на территории города, на западном берегу Геленджикской бухты в районе Тонкого мыса.
Ближайшие коммерческие аэропорты находятся на расстоянии 83 км (Анапа) и 170 км (Краснодар).
Также на территории города имеется девять действующих вертолётных площадок и единственный в стране действующий гидроаэродром класса «В» Геленджик-Бухта (Gelendzhik Bukhta), принадлежащий испытательной базе ТАНТК им. Бериева.
Перед второй мировой войной в районе Геленджика базировалась 83-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья ВВС Черноморского флота.
В годы войны в районе города имелось два полевых и три гидроаэродрома, базировались истребительные, минно-торпедные, штурмовые и разведывательные части авиации ЧФ и части ВВС КА (информация требует уточнения). По данным немецкой аэрофоторазведки за 1943 год, один полевой аэродром располагался на мысе Толстый, второй аэродром восточнее терминала и склада ГСМ современного аэропорта. Также имеется достоверная информация, что в Геленджике некоторое время базировался знаменитый 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк, женский авиационный полк, также известный как «ночные ведьмы».
Так как оба грунтовых аэродрома были временными и не соответствовали требованиям к такого рода объектам, сразу после окончания боевых действий они перестали использоваться авиацией.
Аэродром Солнцедар был построен на окраине одноименного посёлка после окончания войны, и использовался для нужд авиации Черноморского флота.
В 1956 году проведена реконструкция аэродрома, после которой он был передан в ведение Северо-Кавказского управления гражданской авиации. Начиная с 1957 года с этого аэропорта начали выполняться пассажирские рейсы в Краснодар. На аэродроме была введена в эксплуатацию взлётно-посадочная полоса с искусственным покрытием 03/21, длиной 1500 и шириной 40 метров.
В советское время аэропорт принимал самолёты Ан-24, Ан-26, Як-40, Л-410 и все более лёгкие (а также вертолёты всех типов), обслуживая внутрисоюзные маршруты и местные воздушные линии. Прямые рейсы из Москвы выполнялись на Ан-24 из Быково, ныне закрытого, и Як-40 из Внуково. В 1980-е годы из аэропорта г. Геленджик выполнялось до 34 рейсов в день. В 1990-е годы пассажиропоток значительно уменьшился, аэропорт обслуживал к 2000 году 1 рейс в день в Москву. С 2004 года аэропорт фактически не работал.
В 2004 году было принято решение о коренной реконструкции аэропорта Геленджик, которое предусматривало строительство нового аэровокзального комплекса и новой взлётно-посадочной полосы (ИВПП 01/19) размерами 3100х45 м. 9 мая 2010 года реконструированный аэропорт принял первый регулярный рейс авиакомпании «Аэрофлот» из Москвы на самолёте Airbus A320. Теперь в аэропорте имеется новая взлётно-посадочная полоса, способная принять большинство типов самолётов, в том числе и популярные международные самолёты Boeing-747 и Airbus A320.
В июле 2021 года авиакомпанией Смартавиа был перевезён в Геленджик его первый в исчислении годового пассажиропотока полумиллионный пассажир.
Пока пассажиров принимает временный аэровокзал, который позже будет предназначаться для обслуживания местных авиалиний. Новый аэровокзал введут в эксплуатацию уже совсем скоро, но и сейчас пассажирооборот аэропорта составляет почти 250 тысяч человек в год.

 90432f7c99f18b6c47c56e40d8c94f87.jpg

Международный аэропорт Краснода́р (Пашковский) имени Екатерины II — один из крупнейших аэропортов юга России и воздушные ворота столицы Кубани. Расположен на восточной окраине города Краснодар, в 12 км от его центра. Занимает 9 место среди российских аэропортов по числу обслуженных пассажиров. Годовой пассажиропоток превышает 5 млн человек.
Осуществляет регулярные рейсы в различные города России, Грецию, Испанию, Австрию, Турцию, Израиль, Армению, Китай, Узбекистан. Аэропорт Пашковский имеет две взлётно-посадочные полосы и может принимать большинство типов самолётов. Аэропорт может предоставить пассажирам услуги медицинской и ветеринарной службы, аренду автомобилей, гостиницу. Аэропорт имеет длинную историю, которая начинается с 1932 года, когда была создана Пашковская авиабаза, через два года реорганизованная в Гражданский воздушный флот, который уже тогда осуществлял перевозку пассажиров по нескольким направлениям. Регулярные перевозки начались после строительства аэровокзала в 1960 году.
В конце февраля 2021 года на 31-й Международной архитектурно-строительной выставки YugBuild-2021 был представлен проект нового аэровокзального комплекса аэропорта Краснодара. Проектом было предусмотрено строительство нового аэровокзального комплекса и объектов служебно-технической территории аэропорта. Новый комплекс был спланирован на 3,5 км восточнее от старого аэропорта Краснодар. Проектированием комплекса занималась ООО «Спектрум-Холдинг».
Осенью 2021 года к строительству нового комплекса приступила компания «Аэротерминал». После планируемого на 2024 год ввода в эксплуатацию нового терминала, аэропорт сможет обслуживать до 10,5 млн пассажиров в год. Пропускная способность аэродрома возрастёт до 30 взлётно-посадочных операций в час. Ожидается, что аэропорт станет частью крупного транспортно-пересадочного узла, в состав которого войдёт также новый железнодорожный вокзал и автобусная станция.
Весной 2022 года Главгосэкспертиза рассмотрела проект нового аэровокзального комплекса. Таким образом, получено окончательное разрешение на строительство. А летом главный контролирующий орган одобрил очередной проект в рамках развития мультимодального хаба в Краснодаре - здания Госкорпорации ОрВД с вышкой КДП на территории нового аэропорта. Также было одобрено строительство федеральных объектов нового аэропортового комплекса - перрона и рулёжных дорожек.

1025377176_0_113_3242_1937_1920x0_80_0_0_60a90c0023a602a7e921302b02fcd9e1.jpg



Международный аэропорт Со́чи имени космонавта В.И. Севастьянова - крупнейший узел местных и международных авиалиний в Южном Федеральном округе России.
Расположен в районе Адлер города Сочи, из-за чего также распространено название «аэропорт Адлер». Обслуживает крупнейший российский курорт, его агломерацию (включая Туапсе), прочие тяготеющие территории и Абхазию (245 тыс. чел.) с общим постоянным населением около 900 тыс. чел. Имеет статус аэропорта федерального значения.
Аэропорт был открыт в 1945 году. Тогда это было одноэтажное здание площадью в 20 квадратных метров. В курортный период отсюда отправлялось 7 рейсов. За 1946 год через аэровокзал прошло около 17 тысяч пассажиров.
В 1981 году начались регулярные рейсы за рубеж: из Сочи в Братиславу, Будапешт, Прагу. Позднее открылось множество рейсов на Ближний Восток и в Западную Европу.
В 2010 году был открыт новый аэровокзальный комплекс, занимающий площадь в 65 тысяч квадратных метров. Поток пассажиров значительно увеличился. За 2010 год пассажиропоток составил 1,9 млн. пассажиров за год, но уже в 2012 году это число увеличилось до 2,12 млн. пассажиров.
Аэропорт Сочи обслуживает 40 авиакомпаний, самолеты которых выполняют регулярные и чартерные рейсы в 60 внутренних и зарубежных направлениях. Международный аэропорт города Сочи считается лучшим региональным аэропортом страны. В новом аэровокзале используется раскреплённая схема регистрации и киоски для саморегистрации, что значительно увеличивает проходимость. Обработка и досмотр пассажиров проходят при помощи современного оборудования. Сегодня пропускная способность аэровокзала составляет 3800 пассажиров в час.
На сегодняшний день международный аэропорт Сочи занимает лидирующую позицию по пассажиропотоку на внутренних авиалиниях в России.

Новороссийский аэропорт (1969-1986)

DSC_5021.jpg


Новороссийский аэродром появился еще до войны, в 1940 г., между поселками Алексино и Мысхако. Он был необходим для нужд истребительной авиации Черноморского флота, поэтому строительством занимался батальон аэродромного обслуживания. Однако к общему делу привлекали и работников предприятий.
Изначально аэропорт Новороссийска являлся военным аэродромом и использовался, соответственно, ВВС. В 1969 году на его базе был открыт аэропорт. Расписание было составлено на каждый день, однако билеты приходилось покупать минимум за 2 недели. Поначалу полеты совершались только на самолётах Ан-2 до Туапсе и Краснодара. Затем из Новороссийского аэропорта пассажирские перевозки выполнялись на Ан-24, Як-40, Л-410 в Краснодар, Батуми, Москву, Днепропетровск, Белгород, Кишинёв, Одессу, Кривой Рог, Донецк, Ростов-на-Дону, Ригу, Черкассы, Харьков, Минск, Кутаиси, Симферополь и Киев. Отправление автобусов подстраивали под время прилёта самолетов. Кроме того, в те годы вдоль побережья летал вертолет Ми-8.
А 7 ноября 1982 г. случилось крупное происшествие: трое террористов, вооружённых холодным оружием и имитацией взрывного устройства, захватили самолет Ан-24, который следовал из Новороссийска в Одессу. Они потребовали, чтобы лайнер приземлился в турецком городе Синоп. Экипаж подчинился. В результате операции был ранен один из членов экипажа и один пассажир.
Никаких других катастроф в Новороссийске со времён войны не было. Хотя по ветру аэропорт действительно закрывался слишком часто, и самолёты из-за этого отправлялись в соседнюю Анапу.
В середине 80-х годов так называемый "приписной" аэропорт Новороссийск стал невыгоден для его содержания Краснодарским авиаотрядом. Доходов он не приносил, полосу развивать было просто некуда, а из-за неудобного расположения и ветров в период осенне-зимней навигации аэропорт работал всего 2-3 дня в неделю. Содержать пару сотен его работников при таких доходах просто не было смысла. В итоге в 1986 году аэропорт был закрыт.
В дальнейшем, вплоть до середины 2000-х годов, перрон и ВПП периодически использовались в качестве посадочной площадки для вертолётов, в том числе Ми-24 и Ми-26.
Здания аэровокзала, диспетчерской и всё оборудование демонтировано; но на некоторых участках до сих пор существует асфальтобетонное покрытие бывшей ВПП. Территория застраивается многоквартирными домами 15-го микрорайона, а о ВПП напоминают только плиты в районе парковки у «Ленты». Да и тех уже почти не осталось.

 



Электронные ресурсы:


Аэропорт Адлер-Сочи : официальный сайт. – URL: https://www.aeroport-adler.ru/ (дата обращения 30.01.2023). – Текст. Изображение : электронные.


Аэропорт Витязево. – Текст : электронный // 101hotels.com : [сайт]. – URL: https://101hotels.com/recreation/russia/anapa/infrastructure/airports/aeroport (дата обращения 30.01.2023).


Аэропорт Геленджик. – Текст : электронный // 101hotels.com : [сайт]. – URL: https://101hotels.com/recreation/russia/gelendjik/infrastructure/airports/gelendjik (дата обращения 30.01.2023).


Аэропорт Пашковский. – Текст : электронный // 101hotels.com : [сайт]. – URL: https://101hotels.com/recreation/russia/krasnodar/infrastructure/airports/aeroporta (дата обращения 30.01.2023).


Аэропорт Сочи. – Текст : электронный // 101hotels.com : [сайт]. – URL: https://101hotels.com/recreation/russia/sochi/infrastructure/airports/airport (дата обращения 30.01.2023).


Витязево (аэропорт). – Текст : электронный // Википедия : [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%BE_(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82) (дата обращения 30.01.2023).


Геленджик (аэропорт). – Текст : электронный // Википедия : [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BA_(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82) (дата обращения 30.01.2023).


Краснодарский аэропорт : официальный сайт. – URL: https://krr.aero (дата обращения 30.01.2023). – Текст. Изображение : электронные.


Международный аэропорт Краснодар им. Екатерины II : [сообщество ВКонтакте]. – URL: https://vk.com/krr.aero (дата обращения 30.01.2023). – Текст. Изображение : электронные.


Международный аэропорт Сочи : [сообщество ВКонтакте]. – URL: https://vk.com/aer.aero (дата обращения 30.01.2023). – Текст. Изображение : электронные.


Новороссийск (аэропорт). – Текст : электронный // Википедия : [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA_(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82) (дата обращения 30.01.2023).


Новороссийский аэропорт. – Изображение (движущееся ; двухмерное). Музыка : электронные // Новороссийск: история где-то рядом : [видеоканал]. – URL: (дата обращения 30.01.2023).


Почему в Новороссийске закрыли аэропорт? – Текст : электронный // dzen.ru : [сайт]. – URL: https://dzen.ru/media/welcoming_novo/pochemu-v-novorossiiske-zakryli-aeroport-5d7fad01f557d000ae4a5e17 (дата обращения 30.01.2023).


Сочи (аэропорт). – Текст : электронный // Википедия : [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%87%D0%B8_(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82) (дата обращения 30.01.2023).


Чтобы было: в честь кого назвали аэропорты Кубани и что теперь будет. – Текст : электронный // kuban.rbc.ru : [сайт]. – 2018. – 5 декабря. - URL: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/05/12/2018/5c06c75c9a794744cd964793 (дата обращения 30.01.2023).

Контакты
353900 Новороссийск, ул. Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Филиал №1 им.А.Гайдара
ул.Аршинцева, 50
(8617)27-91-79
Филиал №2
пр.Ленина, 31
(8617)72-62-16
Филиал №3
ул.Видова, 190
(8617)26-02-42
Филиал №4
ул.Видова, 123
(8617)21-37-38
Филиал №5
пр.Дзержинского, 210
(8617)64-94-62
Филиал №6
ул.Волгоградская, 44
(8617)22-34-83
Филиал №7
ул.Куникова, 62
(8617)63-76-35
Филиал №8
ул. Мефодиевская, 118 б
(8617)27-27-58
Филиал №9
ул. Первомайская, 9
(8617) 27-93-54
Заказ книг
ул.Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Централизованная система детских бибилиотек г. Новороссийска. © 2010 - 2024