Михаил Михайлович Пришвин увлёкся фотографией, когда в 1906 году путешествовал на Север России. Фотоаппараты в то время были ещё диковинкой и увидев его в руках у деревенского учителя, Пришвин загорелся идеей освоить это искусство. Во время путешествия писатель вёл путевой дневник, который мы сейчас знаем под названием "В краю непуганных птиц", проиллюстрированный рисунками с фотографий, сделанных во время поездки. Лишь через 18 лет Пришвину удаётся купить фотоаппарат и он больше с ним не расставался: "К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательств".
"Конечно, настоящий фотограф снял бы всё лучше меня, но настоящему специалисту в голову никогда не придёт смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит". Михаил Михайлович подмечал всё, создав циклы фотографий "Паутинки", "Капли", "Почки", "Весна света" - в его архиве сохранилось более двух тысяч негативов. В архиве очень много портретов встреченных им людей - крупным планом, в рост, в повседневной обстановке, занятые своим делом, часто групповые. Дети, охотники, чудаки, деревенские женщины остались на снимках навсегда. "Большие люди сами расписываются на страницах истории, но скромный человек, такой хороший — и вот нет никому до него дела. А вот не дам я тебе от нас исчезнуть".
Конечно же, самым главным и любимым делом Михаила Михайловича всегда оставались съёмки природы. Он много путешествует - в Кабарду, на Дальний Восток, Пинегу, во время охот, в окрестностях Переславля-Залесского, Загорска, Дунина... И старается передать игру света и тени в разное время года, отражение в воде, мельчайшие подробности привычных всем предметов и вещей.
Женщина с мешком возле Верхней Тоймы
"Большое село, дом к дому, у самой воды, на домах деревянные коньки, птицы, олени. Пахнет немного жильём, но звуков нет никаких, северные села молчаливы, так же, как лес, и даже собаки не лают…".
Материал подготовлен отделом информационно-библиографической работы ЦДБ.