Версия для слабовидящих
Откройте двери WEB 2.0

Вниманию читателей предлагается необычная статья. В сущности, это приглашение приобщиться к, возможно, ещё незнакомому некоторым явлению - блогостроению. В тексте много новых слов, которые не посвященным в блогерские занятия неизвестны или не вполне понятны, что затрудняет восприятие сути дела. В целях более предметного разговора мы сопроводили текст статьи пояснениями основных терминов, взятыми из справочников и словарей. Многие слышали про Живой Журнал. Так вот - это там. Присоединяйтесь!

УЧУСЬ РАБОТАТЬ В БЛОГЕ
Так назывались дистанционные курсы библиотекарей, органи¬зованные бесплатно Координа¬ционным центром домена .RU, «Школьным сектором» Ассоциации РЕЛАРН и РШБА. Я бы дала этим курсам другое название: «Техно¬логии WEB 2.0 стоят на пороге. Откроем дверь?» Хотя это название несколько рекламное, но, на мой взгляд, очень подходит.
Блог (англ. Blog, от web log -сетевой журнал или дневник со¬бытий) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или муль¬тимедиа. Для блогов характер¬ны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную по¬лемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах). Людей, ведущих блог, называют блогерами (блоггерами). Совокуп¬ность всех блогов Сети принято называть блогосферой.
По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными...) или общественными (открыты¬ми). По содержанию — темати¬ческими или общими.
Для блогов характерна возмож¬ность публикации отзывов (ком¬ментариев, комментов) посети¬телями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электрон¬ной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами (Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.ru. wikipedia. org/wiki/blog).
Обучение было рассчитано на два месяца и началось 19 октября. Как написала в своём блоге колле¬га Ирина Коткина, «жизнь раздели¬лась на две части: до 19 октября и после». И это действительно так. Мы не только многому научились, но и думать стали по-другому.
Обучение состояло из 9 моду¬лей.
Началось оно с создания Google-аккаунта.
Аккаунт - это учётная запись, где хранится персональная инфор¬мация пользователя для входа на сайт. Аккаунт нужен нам, когда мы проходим регистрацию где-либо в Интернете (чате, форуме и т.д.).
Это позволило получать почто¬вую рассылку из Google-группы и принимать участие в дискуссиях, проходящих в «комнате общения» библиотекарей FriendFeed.
FrendFeed позволяет обнару¬жить в сетях интересные темы и обсудить их с вашими друзьями. FrendFeed - агрегатор информа¬ции из различных социальных се¬тей, блогов, микроблогов и прочих сервисов, работающий в реальном времени. Доступен на 11 языках, в том числе на русском.
Одна из первых дискуссий была на тему «Проблемы библиотек в условиях национальной стратегии "Наша новая школа"».
Затем мы учились создавать блоги, знакомились с уже сущест¬вующими библиотечными блогами, сравнивали их с веб-порталами и веб-сайтами, учились писать ком¬ментарии, пользоваться сервисами Google-reader, Google-переводчик и участвовали в дискуссии «Какие профессиональные проблемы может помочь решить ведение про¬фессионального блога школьного библиотекаря?».
Для знакомства с коллегами и выработки умения создавать слайд-презентации мы делали ви¬зитки-презентации и помещали их в свои блоги. Поместить визитку в блог было очень трудно, но мы справились и в «комнате общения» помогали друг другу как могли. Ведь у нас уже возникло социальное со¬общество библиотекарей. А ещё мы пытались классифицировать суще¬ствующие библиотечные блоги.
С появлением Интернета в на¬шей жизни мы окунулись туда, подчас даже не задумываясь о таящихся там опасностях. Поэтому пришлось познакомиться с прави¬лами безопасности в Интернете (и разместить наиболее значимые в своих блогах), а также с особеннос¬тями соблюдения авторских прав, лицензий Creative Commons и раз¬местить соответствующие гаджеты.
В программном обеспечении гаджет — небольшое приложение, предоставляющее дополнительную информацию.
Попутно мы учились вставлять в блог разнообразные гаджеты: счёт¬чик посещений, поиск, постоянные читатели, переводчик и многие, многие другие. Но, поняв, что оби¬лие гаджетов замедляет загрузку, с болью отрывали их от себя. Ведь это уже стало нашим детищем.
Осваивали работу с картами Google, оставляли на них метки расположения своих школьных библиотек, эти карты тоже разме¬щали в блогах.
По Сети путешествовали уже более целенаправленно, смогли отобрать электронные библиотеки, адаптированные для наших читате¬лей, и установили ссылки на них в блогах. Создали коллекцию «Золотая полка» и «Музыкальная полка».
По мере освоения блогосферы нас, скромных библиотекарей, стал всё больше занимать вопрос: как сделать блог интерактивным? Спа¬сибо модераторам, что пришли на помощь и предоставили огромный перечень подсказок.
Модератор (от лат. Moderor - умеряю, сдерживаю) - пользова¬тель, имеющий более широкие права по сравнению с обыкно¬венными пользователями на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах, эхоконференциях), в частности:
право стирать чужие сооб¬щения;
право редактировать чужие сообщения;
удалять страницы пользова¬телей;
ограничивать пользователей в правах редактирования и про¬смотра сайта (банить).
Точный перечень полномочий и обязанностей модератора на каждом сайте свой. Чаще всего мо¬дератор отвечает за соблюдение пользователями правил сайта.
Далее мы продолжали пости¬гать азы блогостроения. Создавали говорящие аватарки, использова¬ли Google-анкеты для проведения викторин, устанавливали RSS-потоки, необходимые для чтения полезных блогов, и закладки со ссылками на веб-ресурсы.
Аватарка - небольшое изоб¬ражение, характеризующее участ¬ника блога, форума, либо отоб¬ражающее его в прямом смысле слова (фотография); аватарки можно делать движущимися и звучащими.
Познакомились с интересным сервисом Picasa и участвовали в создании фотоальбома «Великие идеи для дизайна библиотеки "Нашей новой школы"» с исполь¬зованием этого сервиса.
Picasa (пикаса) - бесплатная программа Google для работы с фотографиями.

Посмотрев этот фотоальбом, понимаешь, какие труженики наши библиотекари! Чего только они не делают для своих читателей! И с писателями встречаются, и театральные постановки с детьми устраивают, и занятия по инфор¬мационной культуре проводят. А как библиотеки оформляют! Одно загляденье! У них везде ком¬пьютеры, электронные каталоги, да и смарт-доски перестали быть диковинкой. А зарплаты-то по-прежнему копеечные! Чиновники всё не угомонятся, продолжают срезать ставки, не платят за учеб¬ники. Но нашего человека этим не сломить!

ИНТЕРАКТИВ
Обучение продолжалось, стано¬вилось всё более захватывающим и интересным. Мы предпринимали меры, чтобы сделать наши блоги интерактивными. Установили чат - «быструю справку», «вопрос-от¬вет», skype (скайп).
Skype - бесплатные и почти бесплатные телефонные звонки через Интернет. При наличии веб-камеры могут быть с видео¬связью.
Научились скачивать и раз¬мещать видеоролики в YouTube. YouTube (произносится: ю-тьюб) -сервис в Интернете, предназначен¬ный для просмотра и размещения созданного пользователями видео со всего мира в Интернете.
Мы осваивали сервисы, в кото¬рых можно работать коллективно: Mind-maps (интеллект-карты), Dabbleboard.
Нам предложено было самим составить интеллект-карту, осветив в ней какую-нибудь тему работы библиотеки.
Интеллект-карта, (англ. mind map, буквально - карта ума) - способ изображения процес¬са общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, свя¬занные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Интеллект-карты—это инстру¬мент, позволяющий:
• эффективно структуриро¬вать и обрабатывать информа¬цию;
• мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Интеллект-карты - инстру¬мент для решения таких задач, как проведение презентаций, приня¬тие решений, планирование своего времени, запоминание больших объёмов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.
Dabbleboard (произносится: дэблборд, от англ. dabble - зани¬маться чем-то непрофессионально и board - доска, здесь понимается как школьная или общая доска для письма, рисования) - сетевой социальный сервис Web 2.0, кото¬рый предназначен для совмест¬ного рисования на онлайн-доске в реальном времени. Нарисованные объекты можно передвигать, удалять, копировать; можно по¬следовательно отменять или, наоборот, восстанавливать все действия.
Мне очень понравилась служба Dabbleboard, она стала одной из самых любимых. Этого своего рода смарт-доска, только в Интернете.
Вот тут-то наши блогини (не знаю, как правильно: блоггини, блогерши?) проявили себя в полной мере. Мы узнали много интересного, исследуя интеллект-карты коллег.
Познакомились мы и с серви¬сом WikiWall. Создали вместе со своими читателями газету. Очень простой и доступный сервис. А для современной школы эти службы - просто находка. Ведь сегодняшние дети разобщены, отсутствуют даже дворовые игры. А общаться-то хочется.
Сервис WikiWall - это wiki-стенгазета, которая позволяет группе людей располагать на странице и редактировать блоки с текстами, картинками.
Если говорить о своём школь¬ном детстве, то вспоминаешь, преж¬де всего, наверное, не открытые уроки, а какие-то общие дела, походы, поездки, КВН, праздники.
Все перечисленные сервисы как раз очень хорошо использовать для коллективной работы детей в современных условиях, когда каж¬дый сидит у своего компьютера. Можно давать задания на дом по составлению интеллект-карт по пройденному материалу, по со¬зданию газет, а потом сравнивать, у какого класса интереснее полу¬чилось. А можно создавать блоги классов. Это позволит сплотить класс, а если говорить об образова¬тельных целях, то просто повысит грамотность, позволит детям раз¬виваться творчески. Глядишь, и к книге повернутся лицом.
Кстати, возможностям привле¬чения учащихся к чтению была посвящена skype-конференция «Информационная культура и школьная библиотека».
Участвовали мы и в вебинаре.
Вебинар - особый тип веб-конференций. Связь, как правило, односторонняя — со стороны говорящего в данный момент, и взаимодействие со слушателя¬ми ограничено. Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и оп¬росов, что обеспечивает полное взаимодействие аудитории и ведущего. В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем.

ИТОГИ
Два месяца обучения пролетели. Не могу не сказать об авторах курса и модераторах, создавших удивитель¬ную, неповторимую, творческую и очень доброжелательную атмосфе¬ру. Назову их поимённо: Елена Яст¬ребова, Людмила Рождественская, Вера Корповская, Оксана Петрова.
Учиться было непросто, боль¬шинство библиотекарей выполняли задания дома поздними вечерами, в выходные дни, забросив свои семьи. Не у всех в библиотеках есть выход в Интернет, современное обеспечение. Но мы смогли дойти до конца, и это здорово!
Результат - наши блоги, такие нужные в работе с современным читателем. Не представляю, как обходились раньше без них?
А ещё - профессиональное общение, так необходимое всем нам, множество идей, появивших¬ся после обучения, и, конечно же, бесценные знания. Жалко, что курсы закончились. Очень хочется продолжения.
Теперь у нас у всех одна главная задача: распространять получен¬ные знания в школах - распах¬нуть дверь для технологий WEB 2.0. Многие уже успешно с этим справляются. Елена Николаевна Ястребцева предлагает не только проводить совместно с учителями уроки информационной культуры, но и вносить эти совместные уроки в расписание занятий.

В заключение представляю полученный опыт библиотекарей, обобщённый Еленой Николаев¬ной и выраженный в следующих словах.
Каждый из нас: поверил в себя, поскольку поднялся ещё на одну ступеньку выше в своём образовании; с Интернетом стал почти «на ты»; научился осущест¬влять свои планы и идеи более современными методами; может предложить качественную помощь своим читателям. У нас исчезла бо¬язнь публиковать свои материалы в Интернете.
Совместное творчество, про¬фессиональное общение, огромное количество полезной информации для работы, учебно-практические задания, настоящее сетевое жи¬вое и эффективное самообучение, взаимообучение - всё это дали курсы.
Пожелание нашего модератора Елены Николаевны: «Счастливого полёта, дорогие библиотекари школ! Вы научились летать!»

ЗАМЕТКИ О БЛОГАХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
Целевая аудитория блогов различная. Большинство блогов предназначено одновременно для учащихся, учителей, библиотека¬рей и родителей. Но есть блоги для учащихся начальной школы, для среднего звена, для старше¬классников. Появился блог для обучения учителей созданию и ведению блога.
Дизайн тоже разный. Некото¬рые уже модернизировали шаблон и ведут блог с тремя колонками, меняют цвет, вставляют в название блога картинки.
О чём же можно прочитать в блогах школьных библиотекарей?
Содержание этих ресурсов разнообразно и познавательно. У многих темы перекликаются, но преподносятся они через приз¬му конкретного библиотекаря, поэтому и читаются с большим удовольствием. Знаменательные даты, история и традиции празд¬ников, программы по привлечению учащихся к чтению, рекомендации и обзоры книг, встречи с писате¬лями.

Иногда посты (сообщения) на¬поминают маленькие миниатюры и увлекают, манят загадочностью сюжета, непредсказуемостью дей¬ствия.
Отражаются и культурные но¬вости: описываются выставки в музеях, фильмы, спектакли, вирту¬альные экскурсии. Совсем недавно бурные дебаты вызвал телефильм «Школа». Мнение у всех отрица¬тельное. В каждом блоге обяза¬тельно представлена коллекция фильмов по литературным произ¬ведениям.
Много постов посвящено Вели¬кой Отечественной войне, снятию блокады Ленинграда, обзорам книг о войне.
Во всех блогах представлены библиотечные газеты. У некоторых вышло уже по несколько выпусков. Чтобы прочитать эти газеты, необхо¬димо установить программу Mozilla Firefox. Это делается бесплатно и очень просто, разрешение систем¬ного администратора не требуется.
Викторины, опросы, тесты, кон¬курсы украшают каждый блог. Осо¬бенно много викторин было опуб¬ликовано к юбилею А.П.Чехова. Появился даже блог, полностью посвященный А.П.Чехову.
Оживляют блоги облака тегов с именами любимых писателей.
Облако тегов, или Облако меток, или Облако ключевых слов (англ. tag cloud, wordle) — визуальное представление списка ярлыков (или категорий). Часто¬та упоминаний, поисков, ссылок в интернете с определённого сайта неких слов, терминов, имён, отоб¬ражается в специальной области в виде изображения этих слов в формате гиперссылок. Размер изображения тем больше, чем чаще использовался данный тег (слово, термин или имя).
Познакомиться можно и с раз¬думьями библиотекарей о судьбах книг в XXI веке, судьбах школьных библиотек в отсутствие комплектования, а также с впечатлениями от таких новинок, как букридер (устройство для чтения элект¬ронных книг).
А самое бесценное - это раз¬работки уроков информационной культуры для разных классов; разработки интересных меропри¬ятий; советы, как читать книгу, как написать отзыв.
Много также советов для роди¬телей по привлечению детей к чте¬нию и по безопасному поведению в Интернете.
«География» блогостроителей-библиотекарей пока ещё невелика. Охвачено только 26 территорий. В большинстве случаев - по од¬ному представителю от области или края. Лидирует Самарская область - 8 блогов, затем Москов¬ская область - 7, Ставропольский край - 5 (информация с блога Л.М. Брюховой, Новоуральск).

НЕКОТОРЫЕ АДРЕСА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Сообщество школьных библиотекарей: http://pobibl.rusedu. net/
Электронные школьная библиотека: http://e-library-project.blogspot.com/
Адреса библиотечных блогов: http://groups.google.ru/group/ biblio-media/web/biblio-media
Уникум библиотечной блогерской жизни - Наталья Борисовна Шопова, заведующая библиотекой МОУ СОШ № 2 г. Вяземского:
http://bibnout.ru/ - записная книжка школьного библиотекаря.

Адреса блогов модераторов
Е.Н.Ястребцева: http://biblio-media.blogspot.com - медиатека.
В.Короповская:
Л.Рождественская: http://ljudmillar.blogspot.com - лаборатория тренера.


Об авторе: Евгения Борисовна Глинкина – заведующая библиотекой гимназии № 1518, Москва

Глинкина Е. Откройте двери WEB 2.0 : [как библиотекарям научиться вести блоги] / Е.Глинкина // Библиотека в школе: Приложение к газете «Первое сентября». – 2010. - № 06 (16-31 марта). – С. 25-28.

 

Подпишись на новости сайта! Наш блог в LiveJournal
Мы в twitter! Смотри нас на YouTube!!!
Мы ВКонтакте! Мы на FaceBook!

Праздники России
Читайте книгу С.А.Санеева, посвященную истории детских библиотек Новороссийска
"Учреждение истинно просветительное..."

Опрос

Как звали одну из древнегреческих муз, покровительствующую комедии?
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100



Заготовка фруктов впрок    Косим - Чистим - Убираем    Игро Блок - Компьютерные мини игры