Версия для слабовидящих
Откройте двери WEB 2.0

Вниманию читателей предлагается необычная статья. В сущности, это приглашение приобщиться к, возможно, ещё незнакомому некоторым явлению - блогостроению. В тексте много новых слов, которые не посвященным в блогерские занятия неизвестны или не вполне понятны, что затрудняет восприятие сути дела. В целях более предметного разговора мы сопроводили текст статьи пояснениями основных терминов, взятыми из справочников и словарей. Многие слышали про Живой Журнал. Так вот - это там. Присоединяйтесь!

УЧУСЬ РАБОТАТЬ В БЛОГЕ
Так назывались дистанционные курсы библиотекарей, органи¬зованные бесплатно Координа¬ционным центром домена .RU, «Школьным сектором» Ассоциации РЕЛАРН и РШБА. Я бы дала этим курсам другое название: «Техно¬логии WEB 2.0 стоят на пороге. Откроем дверь?» Хотя это название несколько рекламное, но, на мой взгляд, очень подходит.
Блог (англ. Blog, от web log -сетевой журнал или дневник со¬бытий) — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или муль¬тимедиа. Для блогов характер¬ны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную по¬лемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах). Людей, ведущих блог, называют блогерами (блоггерами). Совокуп¬ность всех блогов Сети принято называть блогосферой.
По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными...) или общественными (открыты¬ми). По содержанию — темати¬ческими или общими.
Для блогов характерна возмож¬ность публикации отзывов (ком¬ментариев, комментов) посети¬телями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электрон¬ной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами (Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.ru. wikipedia. org/wiki/blog).
Обучение было рассчитано на два месяца и началось 19 октября. Как написала в своём блоге колле¬га Ирина Коткина, «жизнь раздели¬лась на две части: до 19 октября и после». И это действительно так. Мы не только многому научились, но и думать стали по-другому.
Обучение состояло из 9 моду¬лей.
Началось оно с создания Google-аккаунта.
Аккаунт - это учётная запись, где хранится персональная инфор¬мация пользователя для входа на сайт. Аккаунт нужен нам, когда мы проходим регистрацию где-либо в Интернете (чате, форуме и т.д.).
Это позволило получать почто¬вую рассылку из Google-группы и принимать участие в дискуссиях, проходящих в «комнате общения» библиотекарей FriendFeed.
FrendFeed позволяет обнару¬жить в сетях интересные темы и обсудить их с вашими друзьями. FrendFeed - агрегатор информа¬ции из различных социальных се¬тей, блогов, микроблогов и прочих сервисов, работающий в реальном времени. Доступен на 11 языках, в том числе на русском.
Одна из первых дискуссий была на тему «Проблемы библиотек в условиях национальной стратегии "Наша новая школа"».
Затем мы учились создавать блоги, знакомились с уже сущест¬вующими библиотечными блогами, сравнивали их с веб-порталами и веб-сайтами, учились писать ком¬ментарии, пользоваться сервисами Google-reader, Google-переводчик и участвовали в дискуссии «Какие профессиональные проблемы может помочь решить ведение про¬фессионального блога школьного библиотекаря?».
Для знакомства с коллегами и выработки умения создавать слайд-презентации мы делали ви¬зитки-презентации и помещали их в свои блоги. Поместить визитку в блог было очень трудно, но мы справились и в «комнате общения» помогали друг другу как могли. Ведь у нас уже возникло социальное со¬общество библиотекарей. А ещё мы пытались классифицировать суще¬ствующие библиотечные блоги.
С появлением Интернета в на¬шей жизни мы окунулись туда, подчас даже не задумываясь о таящихся там опасностях. Поэтому пришлось познакомиться с прави¬лами безопасности в Интернете (и разместить наиболее значимые в своих блогах), а также с особеннос¬тями соблюдения авторских прав, лицензий Creative Commons и раз¬местить соответствующие гаджеты.
В программном обеспечении гаджет — небольшое приложение, предоставляющее дополнительную информацию.
Попутно мы учились вставлять в блог разнообразные гаджеты: счёт¬чик посещений, поиск, постоянные читатели, переводчик и многие, многие другие. Но, поняв, что оби¬лие гаджетов замедляет загрузку, с болью отрывали их от себя. Ведь это уже стало нашим детищем.
Осваивали работу с картами Google, оставляли на них метки расположения своих школьных библиотек, эти карты тоже разме¬щали в блогах.
По Сети путешествовали уже более целенаправленно, смогли отобрать электронные библиотеки, адаптированные для наших читате¬лей, и установили ссылки на них в блогах. Создали коллекцию «Золотая полка» и «Музыкальная полка».
По мере освоения блогосферы нас, скромных библиотекарей, стал всё больше занимать вопрос: как сделать блог интерактивным? Спа¬сибо модераторам, что пришли на помощь и предоставили огромный перечень подсказок.
Модератор (от лат. Moderor - умеряю, сдерживаю) - пользова¬тель, имеющий более широкие права по сравнению с обыкно¬венными пользователями на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах, эхоконференциях), в частности:
право стирать чужие сооб¬щения;
право редактировать чужие сообщения;
удалять страницы пользова¬телей;
ограничивать пользователей в правах редактирования и про¬смотра сайта (банить).
Точный перечень полномочий и обязанностей модератора на каждом сайте свой. Чаще всего мо¬дератор отвечает за соблюдение пользователями правил сайта.
Далее мы продолжали пости¬гать азы блогостроения. Создавали говорящие аватарки, использова¬ли Google-анкеты для проведения викторин, устанавливали RSS-потоки, необходимые для чтения полезных блогов, и закладки со ссылками на веб-ресурсы.
Аватарка - небольшое изоб¬ражение, характеризующее участ¬ника блога, форума, либо отоб¬ражающее его в прямом смысле слова (фотография); аватарки можно делать движущимися и звучащими.
Познакомились с интересным сервисом Picasa и участвовали в создании фотоальбома «Великие идеи для дизайна библиотеки "Нашей новой школы"» с исполь¬зованием этого сервиса.
Picasa (пикаса) - бесплатная программа Google для работы с фотографиями.

Посмотрев этот фотоальбом, понимаешь, какие труженики наши библиотекари! Чего только они не делают для своих читателей! И с писателями встречаются, и театральные постановки с детьми устраивают, и занятия по инфор¬мационной культуре проводят. А как библиотеки оформляют! Одно загляденье! У них везде ком¬пьютеры, электронные каталоги, да и смарт-доски перестали быть диковинкой. А зарплаты-то по-прежнему копеечные! Чиновники всё не угомонятся, продолжают срезать ставки, не платят за учеб¬ники. Но нашего человека этим не сломить!

ИНТЕРАКТИВ
Обучение продолжалось, стано¬вилось всё более захватывающим и интересным. Мы предпринимали меры, чтобы сделать наши блоги интерактивными. Установили чат - «быструю справку», «вопрос-от¬вет», skype (скайп).
Skype - бесплатные и почти бесплатные телефонные звонки через Интернет. При наличии веб-камеры могут быть с видео¬связью.
Научились скачивать и раз¬мещать видеоролики в YouTube. YouTube (произносится: ю-тьюб) -сервис в Интернете, предназначен¬ный для просмотра и размещения созданного пользователями видео со всего мира в Интернете.
Мы осваивали сервисы, в кото¬рых можно работать коллективно: Mind-maps (интеллект-карты), Dabbleboard.
Нам предложено было самим составить интеллект-карту, осветив в ней какую-нибудь тему работы библиотеки.
Интеллект-карта, (англ. mind map, буквально - карта ума) - способ изображения процес¬са общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, свя¬занные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Интеллект-карты—это инстру¬мент, позволяющий:
• эффективно структуриро¬вать и обрабатывать информа¬цию;
• мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Интеллект-карты - инстру¬мент для решения таких задач, как проведение презентаций, приня¬тие решений, планирование своего времени, запоминание больших объёмов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.
Dabbleboard (произносится: дэблборд, от англ. dabble - зани¬маться чем-то непрофессионально и board - доска, здесь понимается как школьная или общая доска для письма, рисования) - сетевой социальный сервис Web 2.0, кото¬рый предназначен для совмест¬ного рисования на онлайн-доске в реальном времени. Нарисованные объекты можно передвигать, удалять, копировать; можно по¬следовательно отменять или, наоборот, восстанавливать все действия.
Мне очень понравилась служба Dabbleboard, она стала одной из самых любимых. Этого своего рода смарт-доска, только в Интернете.
Вот тут-то наши блогини (не знаю, как правильно: блоггини, блогерши?) проявили себя в полной мере. Мы узнали много интересного, исследуя интеллект-карты коллег.
Познакомились мы и с серви¬сом WikiWall. Создали вместе со своими читателями газету. Очень простой и доступный сервис. А для современной школы эти службы - просто находка. Ведь сегодняшние дети разобщены, отсутствуют даже дворовые игры. А общаться-то хочется.
Сервис WikiWall - это wiki-стенгазета, которая позволяет группе людей располагать на странице и редактировать блоки с текстами, картинками.
Если говорить о своём школь¬ном детстве, то вспоминаешь, преж¬де всего, наверное, не открытые уроки, а какие-то общие дела, походы, поездки, КВН, праздники.
Все перечисленные сервисы как раз очень хорошо использовать для коллективной работы детей в современных условиях, когда каж¬дый сидит у своего компьютера. Можно давать задания на дом по составлению интеллект-карт по пройденному материалу, по со¬зданию газет, а потом сравнивать, у какого класса интереснее полу¬чилось. А можно создавать блоги классов. Это позволит сплотить класс, а если говорить об образова¬тельных целях, то просто повысит грамотность, позволит детям раз¬виваться творчески. Глядишь, и к книге повернутся лицом.
Кстати, возможностям привле¬чения учащихся к чтению была посвящена skype-конференция «Информационная культура и школьная библиотека».
Участвовали мы и в вебинаре.
Вебинар - особый тип веб-конференций. Связь, как правило, односторонняя — со стороны говорящего в данный момент, и взаимодействие со слушателя¬ми ограничено. Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и оп¬росов, что обеспечивает полное взаимодействие аудитории и ведущего. В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем.

ИТОГИ
Два месяца обучения пролетели. Не могу не сказать об авторах курса и модераторах, создавших удивитель¬ную, неповторимую, творческую и очень доброжелательную атмосфе¬ру. Назову их поимённо: Елена Яст¬ребова, Людмила Рождественская, Вера Корповская, Оксана Петрова.
Учиться было непросто, боль¬шинство библиотекарей выполняли задания дома поздними вечерами, в выходные дни, забросив свои семьи. Не у всех в библиотеках есть выход в Интернет, современное обеспечение. Но мы смогли дойти до конца, и это здорово!
Результат - наши блоги, такие нужные в работе с современным читателем. Не представляю, как обходились раньше без них?
А ещё - профессиональное общение, так необходимое всем нам, множество идей, появивших¬ся после обучения, и, конечно же, бесценные знания. Жалко, что курсы закончились. Очень хочется продолжения.
Теперь у нас у всех одна главная задача: распространять получен¬ные знания в школах - распах¬нуть дверь для технологий WEB 2.0. Многие уже успешно с этим справляются. Елена Николаевна Ястребцева предлагает не только проводить совместно с учителями уроки информационной культуры, но и вносить эти совместные уроки в расписание занятий.

В заключение представляю полученный опыт библиотекарей, обобщённый Еленой Николаев¬ной и выраженный в следующих словах.
Каждый из нас: поверил в себя, поскольку поднялся ещё на одну ступеньку выше в своём образовании; с Интернетом стал почти «на ты»; научился осущест¬влять свои планы и идеи более современными методами; может предложить качественную помощь своим читателям. У нас исчезла бо¬язнь публиковать свои материалы в Интернете.
Совместное творчество, про¬фессиональное общение, огромное количество полезной информации для работы, учебно-практические задания, настоящее сетевое жи¬вое и эффективное самообучение, взаимообучение - всё это дали курсы.
Пожелание нашего модератора Елены Николаевны: «Счастливого полёта, дорогие библиотекари школ! Вы научились летать!»

ЗАМЕТКИ О БЛОГАХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
Целевая аудитория блогов различная. Большинство блогов предназначено одновременно для учащихся, учителей, библиотека¬рей и родителей. Но есть блоги для учащихся начальной школы, для среднего звена, для старше¬классников. Появился блог для обучения учителей созданию и ведению блога.
Дизайн тоже разный. Некото¬рые уже модернизировали шаблон и ведут блог с тремя колонками, меняют цвет, вставляют в название блога картинки.
О чём же можно прочитать в блогах школьных библиотекарей?
Содержание этих ресурсов разнообразно и познавательно. У многих темы перекликаются, но преподносятся они через приз¬му конкретного библиотекаря, поэтому и читаются с большим удовольствием. Знаменательные даты, история и традиции празд¬ников, программы по привлечению учащихся к чтению, рекомендации и обзоры книг, встречи с писате¬лями.

Иногда посты (сообщения) на¬поминают маленькие миниатюры и увлекают, манят загадочностью сюжета, непредсказуемостью дей¬ствия.
Отражаются и культурные но¬вости: описываются выставки в музеях, фильмы, спектакли, вирту¬альные экскурсии. Совсем недавно бурные дебаты вызвал телефильм «Школа». Мнение у всех отрица¬тельное. В каждом блоге обяза¬тельно представлена коллекция фильмов по литературным произ¬ведениям.
Много постов посвящено Вели¬кой Отечественной войне, снятию блокады Ленинграда, обзорам книг о войне.
Во всех блогах представлены библиотечные газеты. У некоторых вышло уже по несколько выпусков. Чтобы прочитать эти газеты, необхо¬димо установить программу Mozilla Firefox. Это делается бесплатно и очень просто, разрешение систем¬ного администратора не требуется.
Викторины, опросы, тесты, кон¬курсы украшают каждый блог. Осо¬бенно много викторин было опуб¬ликовано к юбилею А.П.Чехова. Появился даже блог, полностью посвященный А.П.Чехову.
Оживляют блоги облака тегов с именами любимых писателей.
Облако тегов, или Облако меток, или Облако ключевых слов (англ. tag cloud, wordle) — визуальное представление списка ярлыков (или категорий). Часто¬та упоминаний, поисков, ссылок в интернете с определённого сайта неких слов, терминов, имён, отоб¬ражается в специальной области в виде изображения этих слов в формате гиперссылок. Размер изображения тем больше, чем чаще использовался данный тег (слово, термин или имя).
Познакомиться можно и с раз¬думьями библиотекарей о судьбах книг в XXI веке, судьбах школьных библиотек в отсутствие комплектования, а также с впечатлениями от таких новинок, как букридер (устройство для чтения элект¬ронных книг).
А самое бесценное - это раз¬работки уроков информационной культуры для разных классов; разработки интересных меропри¬ятий; советы, как читать книгу, как написать отзыв.
Много также советов для роди¬телей по привлечению детей к чте¬нию и по безопасному поведению в Интернете.
«География» блогостроителей-библиотекарей пока ещё невелика. Охвачено только 26 территорий. В большинстве случаев - по од¬ному представителю от области или края. Лидирует Самарская область - 8 блогов, затем Москов¬ская область - 7, Ставропольский край - 5 (информация с блога Л.М. Брюховой, Новоуральск).

НЕКОТОРЫЕ АДРЕСА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Сообщество школьных библиотекарей: http://pobibl.rusedu. net/
Электронные школьная библиотека: http://e-library-project.blogspot.com/
Адреса библиотечных блогов: http://groups.google.ru/group/ biblio-media/web/biblio-media
Уникум библиотечной блогерской жизни - Наталья Борисовна Шопова, заведующая библиотекой МОУ СОШ № 2 г. Вяземского:
http://bibnout.ru/ - записная книжка школьного библиотекаря.

Адреса блогов модераторов
Е.Н.Ястребцева: http://biblio-media.blogspot.com - медиатека.
В.Короповская:
Л.Рождественская: http://ljudmillar.blogspot.com - лаборатория тренера.


Об авторе: Евгения Борисовна Глинкина – заведующая библиотекой гимназии № 1518, Москва

Глинкина Е. Откройте двери WEB 2.0 : [как библиотекарям научиться вести блоги] / Е.Глинкина // Библиотека в школе: Приложение к газете «Первое сентября». – 2010. - № 06 (16-31 марта). – С. 25-28.

 

Подпишись на новости сайта! Наш блог в LiveJournal
Мы в twitter! Смотри нас на YouTube!!!
Мы ВКонтакте! Мы на FaceBook!

Праздники России
Читайте книгу С.А.Санеева, посвященную истории детских библиотек Новороссийска
"Учреждение истинно просветительное..."

Опрос

Чем славится Ханское озеро в Краснодарском крае?
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100



Заготовка фруктов впрок    Косим - Чистим - Убираем    Игро Блок - Компьютерные мини игры